О детских
«Досвидках»
(Письмо изъ деревни)
Мне приходилось читать в газетах об упадке нравственности
в деревне, а недавно я прочла в «Вестнике Екатеринославского Земства» статью
учителя NN о детском пьянстве в деревне. И то и другое – факты, с
которыми надо считаться. Главное зло наших малороссийских деревень –
«досвидки». Эти «досвидки» - Бог знает, что такое. Зимними вечерами в какой
нибудь хате собираются девушки и парни, забирают с собою из дому рядна,
подушки, солому, и, поработав часа два, укладываются спать, оба пола вместе.
Можно себе представить, что там происходит. На утро расходятся по домам, где
спят до обеда. Часто до выхода замуж, девушка спит на «досвидках» с несколькими
лицами и выходит замуж совершенно не за того, с кем спала на «досвидках» и
нередко приносит мужу чужое дитя. Но это – дело взрослых. Гораздо хуже, то что
«досвидки» устраиваются и детьми 9-11 лет, мальчиками и девочками, старающимися
подражать взрослым. Мальчики начинают курить и пить водку (которую добывают
свободно), чтобы показать, что они уже большие. На табака и водку нужны деньги;
ни отец, ни мать денег не дадут, так как крестьяне вообще очень туги на дачу
денег; приходится красть у родителей сало, яйца и все, что можно незаметно
унести. Таким образом, благодаря этим «досвидкам» дети приучаются красть, это –
во-первых; во-вторых, - пить водку и курить, что, понятно, вредно отзывается на
детском организме. Безсонные ночи и совместное спанье тоже действует нездоровым
образом. Как редкость встречаются в таких деревнях свежия, розовыя лица даже у
детей, не говоря уже о взрослых парубках и девушках. Когда я требую, чтобы
дети, посещающие школу, как мальчики так и девочки, не бывали на
«досвидках» то нередко они предпочитают
«досвидки» школе. Мое-же требование основано на том, что если ребенок не
выспится как следует, то он не может быть внимательным к тому, что ему
объясняют в классе, и приготовить дома заданный ему урок. Дети-же, кончившия
школу, лет 12-13, не берут книг для чтения на дому: они стремятся на
«досвидки», положительно ничего не читают и даже спустя года два забывают то,
чему учились. В продолжении двенадцати лет моего учительства в деревне
малороссийской, я не видела ни одного мальчика, который проявил-бы желание что
нибудь мастерить, изобретать, соорудить что нибудь. Работа мысли отсутствует у
этих детей. Вот почему детские «досвидки» больше зло для деревни, зло
нравственное и физическое, которое следует по возможности искоренять. Я не
говорю о «досвидках» взрослых: их трудно уничтожить, но на детей необходимо обратить
внимание. Искоренить детские «досвидки» сразу, конечно, нельзя: на это нужно
время, а бороться с ними можно посредством штрафа, хотя-бы самого небольшого
налагаемого на тех баб, которыя устраивают у себя детские «досвидки», из
корыстных целей, понятно. Штрафовать, начиная с малой суммы, напр., в 30 коп.,
удваивая ее, если уже раз оштрафованная будет продолжать собирать детей. Когда
говоришь по этому поводу с родителями, указывая им вред для их детей от этих
«досвитков», то они соглашаются с этим, но говорят, что ничего не могут
поделать с детьми, так как дети совершенно не слушаются их. Борьба с детскими
«досвидками» должна быть возложена на сельскую полицию.
Учительница Ев. Б.
Вестник Екатеринославского Земства 1904 год 30 октября № 40